Лекция №31. Евреи и Палестина – мифы об изгнании из Палестины (о галуте)
Печать
Просмотров: 22546

 

Вступление

 

Сегодня для всех нас, здесь присутствующих, знаменательный день! Мы заканчиваем цикл лекций или, вернее сказать ─ бесед, по истории еврейского народа от Пророка Авраама до наших дней.

Начались же наши беседы, как вы помните, с совместного изучения брошюры «Что такое либеральный Иудаизм?». Было всего две лекции …, затем четыре лекции по Новой истории - истории создания Государства Израиль, включая историю Сионизма, первую и вторую алию и так далее.

И только после этого мы приступили к изучению древней Библейской истории евреев, времени написания Талмуда, средневековой истории евреев Европы, потом опять вернулись в Новое время, узнали о положении Евреев в Польше, о Саббатианстве, о Черте оседлости. Разобрались в эпохе еврейского просвещения ─ Хаскале. И опять вернулись в новейшую историю. Пять Ливано-Израильских войн, еще несколько лекций на актуальные темы последних событий в Израиле. Таким образом, собирались мы за восемь прошедших лет 31 раз! И каждый год, как и сегодня мы обязательно собирались тут с Вами в мой очередной день рождения, который я сегодня отмечаю в 81 раз.

Больше половины лекций были изданы в виде отдельной книги, которую можно взять в нашей библиотеке. Надеюсь увидеть напечатанными и остальные. А пока все желающие могут их прочитать лекции на моем сайте в Интернете.

Вот такая получается статистика. Но перейдем к теме сегодняшней лекции.

 

Евреи и Палестина

 

На заре современной цивилизации два государства достигли наивысшего расцвета: Египет, благодаря Нилу, и Шумерское Царство, благодаря Тигру и Евфрату. Благодатное солнце этого региона и вода создали прекрасные условия для развития новых технологий в сельском хозяйстве и новой государственности. Резко отличаясь в своем развитии от окружающих народов, эти страны, естественно, искали пути для взаимного обмена товарами и методами обработки земли. Наиболее приемлемый торговый путь лежал вдоль земли т.н. Плодородного полумесяца. От Шумера (нижнее течение в Междуречье) купцы поднимались вверх до Арама, затем поворачивая на Юго-Запад вдоль долины Иордана и земли Ханаанской, достигали Египта

Таким образом, земля Палестины с глубокой древности уже с третьего тысячелетия до н.э. была вовлечена в интенсивные торговые отношения двух великих государств.

Название Палестина происходит как производное от Филистии, т. е. страны филистимлян, завоевавших эти территории приблизительно в конце второго тысячелетия до н.э.

К этому же времени относится и завоевание Палестины возвратившимися из египетского плена евреями.

Кстати сказать, новейшие археологические находки свидетельствуют о том, что завоевание Земли Ханаанской осуществлялось несколько иным способом, чем это излагается в ТАНАХе. Подтверждается разрушение только Иерихона и некоторых других городов, но большинство древних ханаанских городов были разрушены или покинуты жителями значительно позже по разным причинам, в том числе и в результате военных завоеваний, но не только евреями, а в основном филистимлянами.

Евреи же при завоевании Палестины захватывали не города, а свободные земли - пастбища для скота, ведь в то время они были скотоводческими племенами. Некоторым подтверждением тому служит захват Иерусалима царем Давидом, произошедший на 200 лет позже завоевания евреями окружающей город территории. При этом Давид не вырезал горожан, а на оборот, привлек их на свою сторону. По всей видимости, иевусеи - коренное население Иерусалима - перешли в иудаизм. Оседлый, земледельческий образ жизни среди евреев победил кочевой несколько позже, по-видимому, в период Царей.

По моему мнению, утверждение о сплошном уничтожении, по Божественному повелению, всех населявших города включая женщин, детей и стариков, обычное для того времени преувеличение с целью показать силу и мощь завоевателей для последующих поколений. Ведь мировоззрение древних сильно отличалось от современного.

Правда, и в наше время имело место практически поголовное уничтожение отдельных социальных групп и даже целых народов на ограниченных территориях тоталитарными режимами. По классовому признаку дворяне и священство уничтожены в СССР в двадцатых-тридцатых XX века, евреи в Германии и на оккупированных Германией во 2-ой мировой войне территориях. Этнические чистки многократно происходили в Африке, в Балканских государствах. До конца XIX в США уничтожали индейцев.

Уже совсем в недавнем прошлом и даже сегодня вожди мусульманского мира от Насера до Ахмединешада постоянно провозглашают своей целью тотальное уничтожение Израиля вместе с населением. Это еще раз подтверждает, что наши современники арабы - бывшие ассирийцы и сегодня не далеко ушли от своего древнего и средневекового мировоззрения.

Однако геноцид победивших евреев в отношении покоренных народов в библейские времена исторически не подтверждается.

С завоевания Земли Обетованной начинается библейская история развития, расцвета и упадка Государства Израиль при пророках, а затем при царях Самуиле, Давиде, и Соломоне. Напомню, что произошло разделение страны на два государства: Иудею с центром в Иерусалиме и Северное царство ─ Израиль с центром в Самарии.

Ассирийский разгром Израиля и захват в рабство значительной части населения в 722 году до н.э., а затем разгром Иудеи Невухаднецаром в 586 году и вавилонское пленение завершает независимое существование первого в мире монотеистического государства - еврейского государства, просуществовавшего в общей сложности около семисот лет.

Возвращение через 50 лет евреев в Иудею и Иерусалим, восстановление, разрушенного первого Храма, образование Самарии из оставшихся в Палестине евреев Северного царства, возродило еврейскую жизнь в виде автономии под властью персидских царей Кира и Дария. Затем произошло завоевание в 330 году до н.э. Палестины Александром Македонским и вхождением ее сначала в состав царства Птолемеев, а затем в 198 году до н.э. в греко-сирийское царство Селевкидов.

В этот период евреи составляли большинство населения Палестины, кроме Финикии, которая занимала территорию нынешнего Ливана.

После изгнания евреями под руководством братьев Маккавеев греко-сирийцев из Палестины во втором веке до н.э. евреи вновь создали на 200 лет на всей ее территории единое еврейское государство династии Хасмонеев, которым наследовала династия царя Ирода, но уже под протекторатом Рима.

 

Из Иерусалима евреи были изгнаны после поражения восстания Бар-Кохбы во втором веке уже нашей эры. Обращу внимание, что это прискорбное событие произошло вовсе не после поражения Зелотов в Иерусалиме в 70 году н.э., как обычно считается в ненаучной литературе.

Однако даже после поражения восстания Бар-Кохбы евреи продолжали жить в Палестине, а именно в Галилеи, Самарии и даже в Иудее, кроме самого Иерусалима. Основная масса еврейского населения занималась своим обычным делом ─ сельским хозяйством, а в городах - ремеслом. Но ученые мужи ─ раввины наряду с исполнением своих обычных обязанностей, в новых условиях религиозного существования без Храма приступили к созданию обновленного иудаизма. В нем Храм и жертвоприношение вынужденно заменила синагога с обновленной литургией и обновленными религиозно-мистическими ритуалами. Снова был созван Синедрион ─ высший религиозный и судебный орган и возник ряд наученных центров, в которых сосредоточились усилия по записи устной Торы.

Во времена Первого и второго Храмов устное Предание записывать было запрещено. Предание, имея такое же священное значение, как и письменная Тора, должно было передаваться и действительно передавалась исключительно «из уст в уста» в течение целого тысячелетия. Но при этом Предание неизбежно, в какой-то мере изменялась в зависимости от изменений условий жизни народа. Теперь же при потере Храма, возникла опасность утраты столь важного стержня соблюдения Традиции, каким являлась устная Тора.

Организовав новые научные центры, ученые с успехом выработали основы нового религиозного существования без Храма. Под руководством великого ученого Иегуды ха Наси танеи записали устную Тору ─ Мишну (Второучение), основу Талмуда, а затем - в четвертом веке записали т. н. Иерусалимский Талмуд ─ свод законов и комментарии к ним.

 

Миф о галуте. Изгнание евреев из Палестины – миф.

 

Научно доказано, что евреи с некоторыми перерывами владели Палестиной в течение, по меньшей мере, 11-ти веков, вплоть до утверждения Византийского владычества в IV веке н.э. Во всяком случае, готовясь к этой лекции, я не нашел, в той литературе, на основе которой изложен весь излагаемый материал, ни одного научно доказанного факта насильственного изгнания евреев из Палестины.

Из источников видно, что обычно этот миф основывается на законах Римского императора Адриана (годы правления 117 по 138), который ввел законы, направленные на изживание иудаизма и христианства, как религий противостоящих государственной религии ─ многобожию, язычеству.

Император не знал, а если и знал, то не понимал сущности монотеизма, а потому считал обряд обрезания, которого придерживались в то время, как иудеи, так и христиане ─ варварским обычаем. Запрет на обрезание и исполнение законов торы послужили важнейшими причинами восстания Бар-Кохбы (131-135 г.г.). Однако в законах императора Адриана ни слова не сказано о запрете евреям жить в Земле обетованной. Запрет касался только города Иерусалима. Через 20 лет императором Антонином Пийем (правил с 138-161г.г.) даже названные дискриминационные законы были отменены.

В период создания Мишны и Иерусалимского Талмуда (период римского протектората) центром еврейской жизни была Галилея. В Иудее, почти полностью разоренной войной с Римом, и в Самарии поселений было меньше также и в силу природных обстоятельств. Безводные пустыни Иудеи давали возможность проживания только в оазисах и в местах, где были колодцы, которые почти полностью подверглись уничтожению в борьбе с восставшим еврейским народом.

Арабы же завоевали Палестину в 638 году – только в 7 веке!

Но и тогда евреи, отказавшиеся от перехода в Ислам, продолжали жить на своей земле, потеряв, правда, в значительной степени гражданские политические права. Арабы владели Палестиной с VII века по XI века - пять веков.

В конце XI века Палестину завоевали крестоносцы. Основали тут свои королевства феодального типа, и с переменным успехом воевали с арабами 200 лет.

Понеся поражение от эмира Салладина в 1187 году, они вынуждены были отступить в крепость Акко, но при следующих компаниях крестоносцы расширили подвластные им территории. Всего за это время произошло семь крестовых походов в Палестину.

С XIII по XV века Палестиной владели мамлюки. Происхождение мамлюков довольно интересно. Египетские эмиры, независимые от Багдадского халифата, для защиты своих владений и своего владычества создали гвардию из белых и черных рабов огромной по тем временам численностью в 12-15 тысяч воинов. Белых воинов называли «мамлюки» (перевод с арабского – «белый раб»).

Происходили они из половцев, кипчаков и других тюркоязычных племен предгорья северного Кавказа, а также черкесов, которые в тот период были христианами, грузин, других кавказцев-христиан и даже славян.

В результате, как мы бы теперь назвали, государственного переворота в 1250 году Каирский эмир был сброшен с престола, а власть перешла к мамлюкам. Мамлюки создали собственное государство, включив в него территорию всего нынешнего Израиля, включая Прибрежную долину, Иудею, Самарию и Галилею.

В XVI веке молодая и очень агрессивная Османская империя разгромила государство мамлюков и на четыре столетия установила свое господство над всем Ближнем Востоком.

После Первой мировой войны (1914-18 г.г.) Палестиной владели Англичане по мандату Лиги Наций, которые и дали принципиальное согласие на создание в Палестине еврейского государства в начале в форме «национального очага».

Таким образом, арабские государства и арабские монархи владели землей Палестины всего около пяти веков. Последние же восемь веков арабы находились в Палестине точно на тех же основаниях, как и всегда остававшиеся тут, хотя и в незначительном количестве евреи. Суверенными же правами на земли Палестины чуть ли не тысячу лет обладали иные государства.

Во времена турецкого владычества Палестина, также как и при арабах, была малонаселенной запущенной страной. Однако и в это время еврейские поселения продолжали существовать и даже развиваться. Особенно в XVI – XVIII веках. После изгнания сефардов из Испании, а также во времена ожидания прихода Мессии в образе Саббатая Цеви.

Ложный Мессия Саббатай Цеви, объявив себя Мессией, настолько возбудил еврейство Европы и в особенности Польши, что множество польских, голландских и балканских евреев позакрывали свои предприятия, распродали имущество и отправляясь в Палестину в основном в район Цефата и Иерусалима, чтобы на Земле обетованной встретить Мессию, который избавит всех евреев от гонений, соберет их на своей древней земле и возродит древний Израиль.

Цефат – духовная столица европейского и турецкого еврейства во времена ложных мессий находится в Галилеи в районе озера Киннерет. Именно в Цефате было создано мистическое учение Каббала и издана ее главная книга Зогар. Правда сами каббалисты настаивают, что каббалистическое учение было создано в Эрец-Израэле мудрецом Раби Шимон Йохай во втором веке н.э.

Там же находились и каббалистическая Академия, где на манер древней Аристотелевой академии, ученики собирались вокруг своего учителя. На прогулках они углублялись в тонкости учения, проповедующего глубокий тайный смысл Торы, который можно познать, только ведя праведную жизнь и строго исполняя все Законы. Кабалисты, изучая тексты Торы, подвергали их цифровому анализу с тем, чтобы на этой основе точно определить время прихода Мессии. В совместных, искренних и жарких молитвах приводили они себя в состояние экстаза с целью максимального приближения к Всевышнему.

Итак, хронология владения землей Ханаанской следующая:

  • Первые известные науке аборигены будущей Палестины Ханаане ─ оседлый семитический народ с достаточно высокой для того времени культурой.
  • Период независимого еврейского владычества, 1200 – 586 годы и с 168 - 37 годы до н.э. Всего - 745 лет.
  • Владение евреями землей Палестины на основе автономии под римским протекторатом с 37 года до н.э. по 398 год н.э. Всего - 435 лет.

Таким образом, евреи владели землей Палестины с перерывами и включая автономное существование около 12-ти веков.

  • Период византийского владычества 398 – 638 годы = 240 лет.
  • Период арабского владычества, 638–1099 годы = только 461 год, т.е. менее 5-ти веков.
  • Период крестоносцев, 1099–1291 годы = 192 года.
  • Период мамлюков, 1291–1516 годы = 225 лет.
  • Период османского владычества 1517–1917 годы = 400 лет.
  • Период британского мандата 1917 – 1948 годы = 31 год.

Население Палестины к моменту создания Государства Израиль составляло: евреев – 600 тыс. человек, арабов – 700 тыс. Суммарно - менее полутора миллионов человек. Сейчас население этой же территории составляет: Израиля 7.2 миллиона, включая один миллион арабов граждан Израиля, а, кроме того, около 4 миллионов арабов Западного берега, Газы и арабской части Иерусалима.

Всего более 11 миллионов.

При этом демографы Израиля предполагают, что к 2050 году только население Израиля составит 10 миллионов человек.

Я привел эти цифры для того, чтобы показать: к началу массовой алии Палестина представляла собой заброшенную, почти безлюдную, окраину Османской империи, состоящую из безлюдных пустынь и болот Израилитской долины, где арабы не имели никаких особых прав против евреев.

Мой рассказ о постоянном присутствии евреев в Палестине после поражения восстания Бар-Кохбы (135-138 годы) основывается на исследовании этой темы немецкими учеными, изложенными в брошюре «Израиль», изданной в Марбурге в 1985году. В приложении имеются ─ карты с точным указанием населенных пунктов и городов, в которых проживали евреи с первого по начало двадцатого века

На основании вполне надежных источников в этой брошюре приводятся карты расселения евреев по всей территории Палестины, свидетельствующие о том, что евреи никогда не покидали Святую землю, несмотря на притеснения со стороны арабов или других временных завоевателей Земли обетованной. По густоте еврейских населенных пунктов на приводимой карте видна эта закономерность.

Вообще-то территории Самарии и Иудеи и после их захвата в 638 года арабами почти не заселялась. Леса к тому времени были, по-видимому, вырублены, многие источники высохли. Там не было плодородных долин таких, как у Нила или Евфрата, где и расцвела знаменитая арабская средневековая культура. Иудея и Самария, находясь на задворках вновь Багдадского халифата.

Тот факт, что Иерусалим и Палестина ни разу не упоминаются в Коране, говорит сам за себя. Этим территориям арбы не придавали ни стратегического, ни сакрального значения вплоть до 20 годов XX века, когда евреи первой и второй алии реально стали своими руками возрождать пустующие земли Палестины.

 

В этом месте мне следовало бы подробно остановиться на моменте создания Государства Израиль, но это потребовало бы новой отдельной беседы, которая, кстати сказать, уже состоялась у нас года два назад.

В данном случае значительно важнее с точки зрения темы лекции разобраться в вопросах международной легитимности государственных образований в современной Палестине. Государство Израиль создано по решению ООН, следовательно, все государства, входящие в эту всемирную организацию, обязаны признавать законность существования Государства Израиль. Тут нет проблемы.

А существует ли правовые международные установления определяющее право народов на самоопределение или право на отделение, или право на возвращение? Кто имеет право на владение землей? Люди, проживающие на ней, или государства, владеющее в данный момент этой территорией? Имеет ли право народ на возвращение в ту землю, которой он владел ранее?

Оказывается таких, международно-признанных, правовых критериев нет. Вернее они существуют, но в очень противоречивой форме.

Существует международно-признанное право народов на самоопределение, на этом принципе формально даже была построена конституция СССР, но в тоже время существует принцип незыблемости государственных границ. Существует право на возвращение беженцев и перемещенных лиц, в одновременно действуют Ялтинские соглашения 1943 г., по которым миллионы людей в Европе были принудительно выселены со своих исконных мест пребывания уже после 2 мировой войны.

При этом, ни у кого сегодня не возникает желания водворить их на старые места. Например, переселить немцев в Восточную Пруссию или Богемию, поскольку опять же существует принципы нерушимости границ установленные после Второй мировой войны, и подтвержденные в 1975 г. Хельсинскими соглашениями.

В тоже время «Перестройка» в Советском Союзе возвратила все изгнанные народы ─ чеченцев, крымских татар, турок месхетинцев, ингушей и т.д., за исключением немцев Поволжья, на старые места, хотя в отношении некоторых народов и декларативно.

Проблема Нагорного Карабаха осталась практически разрешимой, поскольку на международном уровне не решен вопрос, принадлежат ли земли Карабаха Азербайджану, как государству или армянам, как народу, который там проживает?

Имеют ли право баски на отделение? Если нет, то почему косовары получили самостоятельность? В Косово ООН решила, что надо отдать землю большинству, хотя албанцы и жили-то в границах Сербии всего несколько десятилетий.

Таких противоречий в мире множество. В каждом случае они решаются по-разному, а во большинстве совсем не решаются.

В принципе единообразно их решить невозможно, поскольку народы и их истории крайне разнообразны, то и подходы для решения их проблем должны быть разнообразными.

Крупный еврейский ученый-теолог Мартин Бубер (1878–1965), считает, что право на Эрец Израиль, евреи завоевали тем, что из почти безлюдной заброшенной земли создали цветущий сад, тем самым, подтвердив Божественное право на владение Землей Обетованной.

Известный российский публицист и экономист Полян предложил даже создать международный историко-административный суд по типу Гаагского, который на основании рекомендаций независимых экспертов историков, экономистов, и других ученых специалистов принимал бы решения по удовлетворению исков противоборствующих сторон по международным земельным спорам.

Мое же мнение, также не исполнимое, как и выше приведенные, состоит в том, что решения о принадлежности земли тому или иному народу должны исходить из тех же принципов, каких придерживаются все суды при решении вопроса: кто должен воспитывать детей после развода родителей?

Суды обычно отдают предпочтение тому родителю, который в состоянии создать лучшие условия для жизни детей. Применяя этот принцип к праву на землю того или иного народа, в том числе и в Палестине можно определить настоящего хозяина спорной земли. Нужно только объективно разобраться, что в нашем случае практически маловероятно. В применении к Израилю, для решения конфликта лучше всего прислушаться к просьбе министра иностранных дел Израиля Ливни, обращенной к членам т.н. «Ближневосточного Квартета»: «Оставьте нас в покое, мы сами сможем со временем решить наши проблемы».

Американский принцип решения Палестинской проблемы, высказанный в свое время президентом Джонсоном после войны 1967г., и которым руководствуются все последующие президенты США, состоит в следующем:

1. Израиль не должен возвращать оккупированные им арабские территории до тех пор, пока арабские государства официально не признают его и не предоставят гарантии мира и безопасности (этот принцип более известен по формуле "земля в обмен за мир").

2. Израильские поселения на оккупированных территориях, созданные до 1967 года являются законными. Поселения, созданные после 1981 года, подлежат ликвидации.

3. Права палестинской стороны не включают автоматического возвращения всех палестинских беженцев и автоматического права на образование независимого палестинского государства.

4. Военное и технологическое превосходство Израиля обеспечивается с помощью США.

В 2004 году общее число так называемых «палестинских беженцев», по данным ООН, достигло 3.9 млн. человек.

Мне приведенные принципы представляются вполне справедливыми.

 

В последнее время некоторыми ученными высказываются разные экзотические и парадоксальные теории относительно истории еврейского народа и относительно того, является ли евреи народом или религиозным сообществом. И существует даже дискуссия о том, ассимилируется ли евреи с народами, среди которых они живут, или наоборот евреи настолько сильно влияют на их мировоззрение, что, например, деловая Европа и Америка уже полностью восприняла еврейский образ мысли и еврейский рационализм в приложении к современному экономическому развитию.

Мне представляется заслуживающая внимания теория или лучше сказать гипотеза Шломо Занда, историка, профессора Тель-Авивского университета. Теория изложена им в книге «Когда и как был придуман еврейский народ? Что такое народ и как он становится нацией».

Книга к сожалению еще не издана на русском языке, но основные ее тезисы, очень четко изложены в статье Айка Дëдтмана «Нация или религиозная общность», опубликованной в октябрьском номере 2008г «Еврейской газеты».

Шломо Занд подтверждает, высказанную выше мысль о том, что никакого изгнания из Эрец-Израиль не было. Но ученый идет дальше. Много дальше!

Он полагает, что по миру распространились не евреи, а иудаизм. Евреи путем прозелитизма обратили в иудаизм соседние народы северной Африки и затем вместе с арабами, не как народ, а как религиозная общность, захватили почти весь Иберийский полуостров.

В традиционной историографии тоже упоминается о еврейском прозелитизме, даже о насильственном обращении в иудаизм, как о единичном случае. Когда один из Царей династии Хасмонеев на рубеже второго и первого века до н.э. Гиркан, завоевав практически всю Палестину, насильственно обратил в иудаизм семитские племена Заиорданья и Синая. Историк Дубнов (1860-1942), как и Занд также упоминает об Иудейском государстве, существовавшем несколько десятилетий на территории Йемена, в VI веке, до исламизации. Его население не принадлежало к семитической группе народов, т.е. это были точно иудеи из прозелитов.

Совсем уж оригинальная гипотеза высказана Зандом в отношении происхождения языка идиш. Он утверждает, что в основе идиша лежат славянские и хазаро-тюркские корни, а немецкие корни идиш пробрел уже в Польше, где в тесном общении с немецкими колонистами евреи частично заимствовали их наречия и лексику.

Все свои утверждения, столь резко отличающиеся от традиционного подхода, автор книги излагает, чтобы оправдать свое принципиальное мнение об отсутствии Галута (рассеянья), о том, что современный Израиль создан сионистами не как светское государство европейского образца, а как узко национальное, основанное на расовой принадлежности. Он ратует за то, что Израиль должен создать государство с единственной национальностью «израильтянин». Религиозная же принадлежность это, по мнению ученого, вопрос личностный, не имеющий прямого отношения к национальности.

С такой постановкой вопроса можно было бы согласиться и нужно бы согласиться, но… в будущем. В настоящее же время ни евреи, ни арабы не готовы отказаться от своей этнической идентичности.

Мне кажется, что Израиль избрал вариант демократического государства с определенным религиозно-этническим акцентом, как единственно возможный вариант государственного устройства при существующих условиях. В какой-то степени в защите своей этнической и религиозной основы Израиль черпает силы для успешного противостояния окружающим его агрессивным исламским странам. Там то же религия не отделена от государства и является основой мировоззрения.

Из многочисленных комментариев к книге Шломо Занда в Интернете видно, как неоднозначно воспринял научный мир столь смелые и даже еретические мысли своего коллеги. Конечно, мне невозможно полемизировать с столь авторитетным профессором истории. Тем не менее, в изложении этой теории г-ном Айком Дëтманом есть, на мой взгляд, имеются существенные неточности.

Он и автор книги утверждают, что традиционная версия Истории еврейского народа Герца, изданная в середине XIX века, и другой ее вариант профессора Симона Дубнова, изданный через полвека в 1929 г., являются версией придуманной сионистами, как идеологическая основа для развертывания политической компании по созданию собственного дома в Палестине.

Такое сугубо идеологическое толкование труда Герца, по крайней мере, некорректно, т.к. Генрих Герц умер еще до создания Сионистского движения. Симон Дубнов, хотя и писал все свои исследования в первой половине XX века, но упрекнуть его в ангажировании каким-либо политическим движением можно только совершенно не зная его политических взглядов и стремления к объективному изложению событий исключительно на основании изученных лично им источников и документов (см. Дубнов, «Книга Жизни»). Достаточно сказать, что С.Дубнов был принципиальным противником сионизма. Он исповедовал идею создания в России Еврейской культурной Автономии и активно работал в этом направлении.

Мне представляется, что иудейский прозелитизм, о котором упоминает профессор Занд, ссылаясь на свидетельства поэта Горация и историка Тацита (они жили и творили на рубеже старой и новой эры), могут быть некорректны, так как в это время прозелитизм был главной заботой первых христиан. Об этом вполне определенно повествует Новый Завет. Римляне же, в том числе и упомянутые великие римляне, в то время не отличали иудеев от христиан, признавая и тех и других иудеями. Говоря о прозелитизме, сегодня уже невозможно определить, кого именно они имели в виду.

Упомянутая в книге и в статье из «Еврейской газеты» цифра - четыре миллиона иудеев, проживавших в Римской империи, тоже вызывает сомнения. Вряд ли римляне, производя перепись населения, учитывали религиозную принадлежность. Ведь переписывали исключительно налогоплательщиков, и возможно военный резерв империи, то есть только свободных римлян. Статистика населения Римской империи, приведенная в электронной энциклопедии «Википедия», оценивается учеными как приблизительная, так как неизвестно, как упоминалось выше, кого именно переписывали. Во всяком случае, к началу новой эры население Рима составляло приблизительно 45 миллионов человек. У меня возникают большие сомнения относительно того, что 10% населения империи (четыре миллиона) составляли иудеи, даже если они были из прозелитов.

И последний пример. Хазары действительно были изгнаны монголами из волжских степей. До изгнания их вожди - и только вожди с ближайшим окружением исповедовали иудаизм. Сомнительно, чтобы в изгнании весь народ поголовно принял иудаизм, в то время как все земли куда они, как утверждает автор, переместились, принадлежали христианам-католикам (Польша) или православным (Русь, Болгария и Румыния). Не исключено, что какая-то часть из окружения вождей и последовала за ними, но само племя, по-видимому, полностью ассимилировалось с окружающими народами, приняв их веру.

Тем ни менее, судя по обширным откликам, новый и достаточно парадоксальный взгляд на общую историю еврейского народа очень интересен и в совокупности с традиционным направлением может привести к более точному пониманию довольно прихотливой нашей истории.

Заканчивая наш исторический экскурс, доказывающий, что евреи никогда полностью не покидали Землю обетованную, хочу обратить внимание слушателей на недавно изданную на русском языке книгу профессора Калифорнийского университета Юрия Слëзкина, ─ Эра Меркурия: Евреи в современном мире.

В этом труде в очень живой, энергичной форме излагается совершенно парадоксальный взгляд на историю интеллектуального и рационалистического развития мышления еврейского народа, как основной причины его необычайно успешной интеграции в европейский и американский мир; в его культурную, деловую и научную системы. Автор принял довольно оригинальную канву изложения. Полагая, что Шолом-Алейхем в повести «Тевье – молочник» изобразил не только быт и дух еврея Черты Оседлости, но и модель развития для большинства евреев черты оседлости конца XIX и первой четверти ХХ века автор утверждает следующее.

Во-первых, массовая эмиграции из Черты Оседлости была всего в три «страны обетованные»: на историческую родину, в США и во внутренние районы России.

Второй постулат проф. Слезкина: в силу внешних обстоятельств, в силу присущей еврейскому народу живости ума, особой приверженности к своей религии, и постоянного стремлении к образованию, а так же в силу его энергии и мобильности, был создан особенный менталитет и образ жизни, который автор назвал посредническим и кочевым.

Кочевым не в цыганском смысле слова, а смысле народа отдающего предпочтение так называемым посредническим или обслуживающим профессиям ─ ремеслу, торговле, банковскому делу, юриспруденции, научной деятельности, медицине - в значительно большей мере, чем производительному труду. Причину понятны, в течение полутора тысяч лет народу запрещалось заниматься иными профессиями и, тем не менее, именно в этом евреев упрекали и упрекают.

В то же время в развитом современном мире только 25 -30 процентов работающих прикладывают свой труд в сфере материального производства, а 75% работают именно в сфере обслуживания, т.е. занимаются посреднической деятельностью.

Естественно, что изменение специализации в какой-то мере сказалась на изменении мировоззрения большей части населения экономически развитых стран Европы и Америки. Из аполлонийцев они превратились в меркурианцев. Мобильность или по Слезкину - кочевое существование не только в пространственном понимании, но и в смысле смены профессии, стремления к образованию, в смысле умения изменять устоявшиеся традиционные методы и технологии при изменении обстоятельств и т.д., стали отличительной чертой не только евреев, но также большинства американцев и европейцев. Некоторые понятия требуют пояснений: под аполлонийским мировоззрением автор подразумевает созерцательное начало, некоторый консерватизм мышления, крестьянский подход ─ главное стабильность, устойчивость и пр. Под меркурианским – рационализм, энергию, определенную гибкость, утилитарность мышления и деятельности.

Исходя из этих фундаментальных изменений проф. Слезкин делает парадоксальный на первый взгляд вывод. Не евреи стремятся к ассимиляции в европейскую деловую жизнь, наоборот - европейцы и американцы ассимилировались в еврейских традиционных областях деятельности, а следовательно, восприняли еврейский образ мышления их подход к решению своих задач. Они стали евреями, конечно, не в религиозном понимании, но в бизнесе.

Я упомянул только пару аспектов из работы профессора Слезкина, но в книге затронуто еще множество особенностей еврейской истории XX века, который автор назвал еврейским веком. В книге приведен обширный статистический материал об участии евреев во всех областях жизни Советского Союза, как в тех, которые вызывают гордость, так и в тех, которые вызывают досаду и стыд.

Обращает внимание недостаточное, книжное знание автора о внутренней обстановке нашей стране в рассматриваемый им период. Некоторые утверждения автора вызывают только удивление, а иногда и протест. Одним словом этот труд далеко не однозначен. Но прочесть его, по моему мнению, ─ полезно.

В заключение беседы нужно сказать, что если уж столь маститые представители историко-научного истеблишмента как профессора Занд и Слезкин увидели этапы еврейской истории с иной точки зрения и сумели, используя обширные первоисточники, как-то противостоять прежним устоявшимся историческим понятиям, то смело, можно сказать, ─ наука о еврействе вышла из оцепенения. Процесс ее развития остановить невозможно и вполне предсказуемо можно ожидать, что вскоре мы услышим об ином общепризнанном историческом понимании нашего прошлого и нашей Традиции.

 

А.Тиктинер
20 февраля 2009 г.