Лекция №22. Евреи в России
Печать
Просмотров: 7201

Как обычно, в нескольких словах я напомню содержание предыдущей 21-ой лекции "Евреи в Польше и на Руси в XIII - XVIII веках".

Массовое переселение евреев на территорию Польши началось в XIII-XIV веках в основном из Германии. Польские князья, а затем короли, были заинтересованы в притоке в малозаселенную страну, с неразвитой промышленностью и торговлей, энергичных людей.

Такими людьми, обладающими знаниями, умевшими организовать промышленную и торговую сеть в стране, укрепить ее экономику и доходы казны были евреи и немцы. Первые заселили восточную Польшу и Литву, вторые западную часть страны.

На протяжении XV-XVI веков евреи неизменно пользовались покровительством со стороны власть имущих. Они получили равные гражданские права с коренным населением. Пользовались внутренним кагальным самоуправлением, правом проживания в городах и сельской местности. Основной областью деятельности евреев были: торговля, оптовая и розничная, медицина, ремесленничество, аренда земли и управление поместьями.

Эти века, как для Польши, так и для проживающих в стране евреев были годами расцвета. Польша укрепилась в военном и финансовом отношении и превратилась значительную Европейскую державу. Количество же еврейских общин сильно увеличилось, они укрепились экономически, расцвела культура и система еврейского образования. Однако с началом XVII века государственная система Польши начала постепенно приходить в упадок, что, естественно, отразилось на положении евреев. Были отменены многие привилегии, католическая церковь усилила давление на иудеев с целью их обращения в христианство.

Ослабление власти, усиление экономического давления католической шляхты на православных крестьян восточной Украины через евреев - управляющих привело в середине XVII века к мощному восстанию под руководством Богдана Хмельницкого. Жесткость и масштабы уничтожения евреев бандами Хмельницкого сравнимы, разве, что с Холокостом нашего времени.

Оставшиеся еврейские общины не смогли оправиться от такого разгрома и приходили в упадок. Они еще больше замкнулись в своих духовных гетто. Разочарованность, пессимизм и мистика превалировали в умах евреев.

Но и все польское государство не оправилось после восстания, что привело уже в XVIII веке к трехкратному разделу Польши. Около миллиона евреев стали подданными Российской империи.

 

В результате разделов Польши в 1772, 1793, 1795г.г. большая часть евреев оказалась в России у Екатерины Великой - императрицы, исповедующей принципы либерализма, дружившей с властителями дум европейской элиты Вольтером и Фридрихом II Великим. Правда, именно Екатерина, добиваясь поддержки дворянского сословия, превратила крепостных России в настоящих рабов. Вольтерьянка Екатерина в еврейском вопросе, по-видимому, была полностью согласна с Вольтером, который писал в своем "Философском словаре": "Абсурдны попытки современного европейского общества заимствовать свои фундаментальные законы и верования у евреев… . Это абсолютно невежественная нация, которая в течение долгих лет соединяла презренную скаредность и отвратительные предрассудки с неистовой ненавистью со стороны всех наций". "Гуманист" Вольтер, снисходительно, добавлял, "все-таки не стоит их сжигать на костре". Именно эти убеждения Вольтера и его последователей, легли в основу светского, т.е. национального в отличие от религиозного антисемитизма, получившего широкое распространение в Европе XIX - XX веков.

Видимо Екатерина восприняла идеи Вольтера как руководство к действию только в еврейском вопросе. Получив в наследство от Польши большинство польских и литовских евреев, она немедленно приняла меры к недопущению расселения последних по России. Императрица ввела так называемую "черту оседлости", увеличила вдвое налоги на купцов и мещан, резко ограничила возможности еврейских купцов в городах. Весь строй российского законодательства был направлен против евреев и иудаизма. Евреи не признавались полноправными гражданами страны. Обнищание общин усилилось.

 

В связи с этим, мне хотелось бы привести слова моего отца, сказанные перед войной: "Любая страна, которая поддерживает государственный антисемитизм, заканчивает свою историю развалом или упадком".

И действительно, так было с Римской империей, которая разорила Иудею и преследовала ранних христиан как иудейскую «разновидность» еще триста лет. Так было с Византией, прославившейся преследованием евреев. Так произошло с Испанией, после изгнания евреев. Так было с Польшей, когда в XVII веке Польша начала вводить антиеврейские законы и одновременно склоняться к упадку, приведшему страну к развалу. Так произошло с Российской империей, где в XIX веке и в начале XX расцвел государственный антисемитизм, развернулась компания погромов и случилось знаменитое «дело Бейлиса». Так было с Германией, так произошло с Советским Союзом, где после войны был введен государственный антисемитизм.

Действительно ли негативное отношение государства к евреям являлось причиной развала этих стран или эти явления были только следствием общего кризисного состояния? Я думаю и то, и другое.

Изгнание евреев из страны или их вытеснение из важных сфер деятельности, приводит, как правило, сначала к экономическому, а затем и государственному упадку. Пример: Германия пришла к разгрому формально не из-за Холокоста, однако сама ложная доктрина создания третьего рейха была замешана на сплочении нации вокруг идеи полного уничтожения евреев. Последствия этой идеи сказываются в Германии и сегодня. Довоенная Германия была самой передовой страной практически во всех областях знаний. Изгнание всех евреев из научных учреждений разгромило многовековые научные школы, восстановить, которые страна пытается до сих пор. Развал Советского Союза произошел также как будто не из-за антисемитизма. Государственный антисемитизм был введен после войны также для сплочения страны путем создания общенациональной идеи, замешанной на великодержавном шовинизме и, естественно, антисемитизме. Например, «дело врачей», борьба с «космополитизмом», изгнание евреев из академических институтов, запрещение приема евреев в военные училища и академии, и многое другое).

История показывает, что эти доктрины ведут только к развалу государств.

Однако есть другие исторические примеры. США, Англия, Канада, Голландия, Швейцария, Скандинавские страны, где никогда не было государственного антисемитизма и, мы это видим сами, государства на протяжении веков развиваются стабильно и динамично.

Здесь уместно вспомнить слова Ключевского: "Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий". Я бы написал эти слова на воротах Спасской башни Кремля.

Император Александр I начало своего царствования ознаменовал рядом либеральных проектов, идей, но не дел. В том числе и в вопросе обустройства евреев.

Основная мысль самого Александра или Сперанского, под сильным влиянием, которого проходило начало его царствования, была следующая: лишить евреев тех промыслов, которые будто бы вызывают особую ненависть со стороны крестьян. Это были, по мнению Власти: винокурение, ростовщичество и использование христиан в качестве наемных работников. Надо было разрушить существующий, освященный вековой Традицией уклад жизни евреев, в особенности национальную систему образования.

Якобы с целью создания межконфессионального мира, решили выселить всех евреев из сельской местности в города или местечки, т.е. маленькие городки. И одновременно попытались решить крупную общегосударственную задачу заселения недавно отвоеванное у Турции Причерноморья, для чего переселить как можно большее число евреев в т.н. Новороссию.

В 1804г. Император утвердил "Положение о евреях". Кроме указанных фундаментальных принципов в Положение вошло и несколько статей навеянных либеральными идеями Наполеоновского кодекса о равноправии евреев во Франции и в ее протекторате Рейнском союзе. Так Положение провозгласило стремление государства предоставить евреям гражданское равноправие, но при этом оставило в силе обложение последних двойным налогом, введенном еще Екатериной. Сохранялась и «черта оседлости».

В то же время, Положение открыло двери евреям во все государственные средние и высшие учебные заведения без ограничений. Но дело в том, что само еврейское общество было еще не готово признать светское образование не противоречащим религиозному. Этот процесс развернулся среди российского еврейства, и очень бурно, позже - в конце века. Поэтому была введена жесткая ограничительная квота приема евреев в гимназии и высшие учебные заведения.

В преамбуле к Положению было особенно выделено, что целью закона является стремление дать государству полезных граждан, а евреям - отечество. Может быть, Александр I действительно хотел как-то улучшить бесправную жизнь евреев, но поговорка свойственная России, сработала и в то далекое время: "Хотели как лучше, но получилось как всегда".

После введения в действие упомянутого закона положение еврейского населения ухудшилось многократно. Одно массовое переселение с насиженных мест равносильно пожару, полностью разорившему 90% населения, Уничтожение всех еврейских постоялых дворов, запрет на винокурение и откуп, разорило остальную более состоятельную часть населения.

Состояние еврейского общества оказалось столь катастрофическим, что сенат вынужден, был (под давлением помещиков) через несколько лет восстановить корчмы, постоялые дворы, откуп и даже винокурение. Помещики были кровно заинтересованы в этом, так как получали долю прибыли, как владельцы земли. Однако изгнание евреев из сельской местности, хотя и в удлиненные сроки, все же но было доведено до конца.

Переселение евреев в Новороссию так же не дало желаемого результата. Евреи не откликнулись на призыв к переселению по нескольким причинам. В силу исторической памяти евреи понимали, что рано или поздно их выгонят с земли. К.Евр.Энциклопедия приводит пример четырехкратного изгнания и возвращения евреев с земли во владениях епископа Регенсбургского в Германии, таких примеров Еврейская энциклопедия приводит множество, да и текущее насильственное выселение в города не вселяло надежд у евреев.

С начала средних веков евреи были отстранены от сельскохозяйственного производства и, естественно, утратили навыки и традиции возделывания земли, а эта область, как никакая другая требует сохранения опыта многих поколений. И уже в силу этих причин начинать производство на никем и никогда не обрабатываемых землях, в засушливой зоне, подчас без воды или колодцев, без опыта, конечно же, было слишком рискованным предприятием.

Ал. Ис. Солженицын, а без упоминания его книги "Двести лет вместе" нам не обойтись, излагая историю сосуществования евреев и русских в одной стране, как он говорит "максимально объективно", тем ни менее постоянно склоняется к собственной интерпретации объективных фактов.

Он собрал и систематизировал огромное количество законов, подзаконных актов, выводов различных комиссий и высказываний современников по еврейскому вопросу. И в этом заключается ценность книги. Но Солженицын-монархист, приводя массу примеров несправедливостей, неразумных решений, прямых антисемитских законов, в тоже время постоянно проводит линию оправдания позиции Власти.

Так, например, характеризуя провал попытки заселения причерноморских земель, он с пафосом провозглашает, что правительство выделило для этой цели 30 000 десятин земли в Херсонском крае, наделяя каждую семье по 40 десяти, против 7 десятин в других местах. В другом месте он делает упор на выделение 300 000 рублей на обустройство поселян, добавляя, что это огромная сумма по тем временам.

Элементарный анализ показывает, что переселить в приморье правительство предполагало, если приведенные цифры правильные, всего 1000 семей, но ведь это капля в море по сравнению с миллионным населением евреев черты оседлости того времени. Значит, никаких серьезных намерений правительство и не имело. Да и сумма 300 000 не такая уж большая. Один Пушкин проживал в год до 20 000 рублей, будучи не самым богатым помещиком, а Чичиков купил мертвых душ на 100 000 и это, не очень-то удивило чиновников. Действительно, выделялось всего по 300 руб. на семью из 10 человек, и это с учетом многомесячного путешествия, строительства жилья, покупки инвентаря, коровы, тягла и прожития в лучшем случае в течение года - до нового урожая. А еще поборы чиновников и прямое хищение денег чиновниками, о чем Солженицын упоминает вскользь.

Поскольку мало кто прочитал эту книгу, мне бы хотелось в двух словах выразить собственное о ней мнение.

Схема изложения очень проста, приводится довольно объективно какой-то закон или положение, затем показываются трудности его осуществления, в изложении современников. Причем подбор свидетельств делается с обвинительным уклоном против евреев, в том числе и свидетельства самих евреев, как правило, выкрестов, например, некого Никитина, крещеного еврея из кантонистов. Или приводит следующую цитату, из какого-то Гершензона, (Израильский журнал "22" 1981г), "Земледелие запрещено еврею его народным духом, ибо, внедряясь в землю, человек легче всего прирастает к месту". Проверить правильность цитаты в контексте трудно, но еще труднее поверить ей. Автор как бы утверждает, что евреев не изгоняли с земли или из целых стран, а они сами подобно средневековой легенде о "Вечном жиде", стремились скитаться по миру.

И сказано это было в наше время, в Израиле, где евреи показали всему миру образец умения превращать совершено не пригодные земели в цветущие сады. Или возмутительное мнение декабриста вальтерианца Пестеля, которое приводит Солженицын как объективное, но оно как будто бы взято прямо из Вольтера (о Вольтере см. начало лекции). В подобном стиле излагается почти вся та или иная глава, но в конце главы автор как бы спохватывается и, боясь обвинений в антисемитизме, высказывает резюме в виде следующего дифирамба евреям: "Уже к середине XIX века зримо проступило близкое возрождение и расцвет российского еврейства – движение всеисторического масштаба, еще никем тогда не прозреваемого".

Но продолжим наш рассказ. Эпоха Николая I (1825—1855) в силу юдофобского мировоззрения царя значительно ухудшила положение еврейского населения черты оседлости. Были восстановлены все ограничения, введенные Александром, правда, в силу обстоятельств, отмененные или ослабленные. Тем не менее, по новому Положению о евреях 1835г. евреям разрешили лишь кратковременное пребывание вне черты оседлости по торговым делам, например поездки на ярмарки во внутренние губернии. Только купцам первой гильдии, платившим огромные налоги, и ремесленникам особо оговоренных специальностей, разрешили и бессрочное проживание вне черты оседлости.

Царь Николай I по примеру Австрии ввел в России воинскую повинность для евреев, но "забыл" одновременно ввести как в Австрии полное гражданское равноправие. Причем вместе с этим ввел варварское правило обмена недоимок по налогам на рекрутов, 1000 рублей за взрослого человека или за двух кантонистов.

Главная идея всех уложений о евреях при Николае I была обратить их в христианство. Для достижения этой цели, по мнению правительства, необходимо было дать еврею светское образование, и обучить русскому языку. Были созданы русскоязычные школы с изучением общеобразовательных наук и основ иудаизма на иврите, две раввинские семинарии в Вильно и Житомире, с таким же профилем образования.

Такие нововведения наряду с безусловно положительными чертами, тем ни менее вселяли в евреев сильнейшее опасение стремления Власти к насильственному их «обращению». Введение рекрутчины с вдвое, а позже и впятеро увеличенной против других народов обязательной квотой, создание института кантонистов, давал полное основание для подобных опасений.

Военные школы для солдатских сирот или кантонистов, были созданы еще Аракчеевым одновременно с военными поселениями для создания обособленной военной касты в стране. Царь Николай решил приспособить их для массового рекрутирования в них еврейских детей с последующим обращением в христианство. В кантонисты забирали детей варварским способом, насильственно вырывая их из родительского дома.

Средневековые методы борьбы с еврейским образом жизни и обособленностью, вызвали возмущение европейского общественного мнения, в особенности среди влиятельной еврейской элиты.

Один из самых авторитетных общественных деятелей, того времени, известный еврейский меценат, затративший значительную часть своего состояния на покупку земли для первой алии в Эрец-Исраэль сэр Моше Монтефиоре с рекомендательным письмом королевы Виктории, посетил, в 1846г Николая I.

Его целью было улучшить тяжелейшее состояние евреев в черте оседлости. Монтефиоре представил царю, по словам Солженицына, свой план реорганизации еврейского общества России.

Предлагалось дать евреям равноправие со всеми другими свободными подданными, отменить ограничения в праве жительства и передвижения в пределах черты оседлости. Купцам и ремесленникам разрешить поездки во внутренние губернии. Разрешить наем работников-христиан, восстановить кагал, упраздненный в 1844 г.

Аналогичные мнения высказывали даже высокопоставленные царские чиновники. Генерал-губернатор Новороссии граф Воронцов, возражал против признания еврейского населения, занимавшегося торговлей "бесполезным классом", называя их «оклеветанным классом». Воронцов считал, что на огромных просторах края торговый обмен - необходимая составляющая и предпосылка к процветанию области.

Известный писатель и славянофил Н. Лесков в своем исследовании "Евреи в России" писал: "В великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости... и так стало это не теперь, а точно так исстари было".

Издатель и журналист Михаил Никифорович Катков - консерватор, славянофил и, мягко говоря, не самый большой адепт иудаизма, говорил, что «жиды-шинкари, спаивающие и разоряющие крестьян, не повсеместное в России явление. Разве в наших местах, куда евреев не допускают и где кабаком орудует православный целовальник или кулак, дела, обстоят лучше?»

Здесь мне бы хотелось остановиться на двух проблемах.

Властьимущие в России, да и общественное мнение, за исключением отдельных свободно мыслящих людей, резко отрицательно относилось к торговому люду, к мелко розничной торговле и, особенно, конечно, к евреям, торгующим в разнос, относя последних к разряду «бесполезных» людей.

Тем ни менее именно эти люди, постоянно пребывающие на гране голода, организовали в середине XIX века скупку зерна и прочей сельхозпродукции непосредственно у крестьян мелкими порциями, разъезжая на телеге от дома к дому, от деревни к деревне. Вспомните Коробочку у Гоголя, как она упрашивала Чичикова хоть что-нибудь купить из излишков своего хозяйства. Помещица Коробочка не знала, как продать, а о самих крестьянах и говорить нечего.

Эту важнейшую экономическую нишу заняли евреи купцы мелкой розницы в «черте оседлости» и в Юго-Западном крае. Своей активной деятельностью они подняли цены на зерно и тем самым способствовали процветанию края. И нет ничего удивительного, в том, что губернатор Воронцов встал на их защиту, назвав этот класс еврейских торговцев "оклеветанным классом". Это евреи сделали Одессу главным хлебным портом России, а впоследствии некоторые из них, превратясь в крупных купцов, практически монополизировали почти всю хлебную торговлю, значительно увеличив долю России в Европейском хлебном экспорте.

 

Все предлагаемые царю меры по улучшению бедственного состояния еврейских общин, учитывающие реальные состояние дел, находились в прямом противоречие с политикой Санкт-Петербурга. Николай I предпочитал, в основном, на силовые методы, а не на учет исторически сложившихся реалий. Как справедливо подчеркивает Солженицын, эти сложнейшие задачи не могли быть им, царем, решены в силу его мировоззрения и умственных способностей. И опять мы видим противоречия, свойственные Солженицыну: на 20 страницах он защищал Николая во всех его начинаниях, а конце главы, такой пассаж! Видимо в авторе постоянно борются два начала: публицист и монархист.

В 1855 г. умер император Николай I, его наследник - Александр II, переполненный либеральными идеями, действительно в повой половине своего царствования провел ряд насущных реформ, принципиально изменивших лицо России. Освобождение крестьян, судебная реформа, выборность местного самоуправления, военная реформа и др.

Уже в своей коронационной речи Александр указал на настоятельную необходимость улучшения бесправного положения евреев. И действительно были отменены дискриминационные в отношении евреев рекрутские наборы и упразднен институт контанистов. Расширен круг свободного проживания евреев по всей стране. Сначала купцам первой гильдии, затем второй гильдии, лицам с высшим образованием, ремесленникам и студентам. Разрешена адвокатская деятельность, а так же служба в государственных учреждениях. В области образования тоже произошли существенные изменения: раввинские училища, преобразованы в учительские институты, разрешен неограниченный прием в гимназии и реальные училища.

Но даже в первый, наиболее либеральный период царствования Александра II, реформы затронули лишь малую часть еврейского населения страны. Не был решен главный вопрос—уничтожение черты оседлости.

В 1856г. новороссийский генерал-губернатор Строгонов потребовал от вновь созданного Александром II "Комитета по устройству быта евреев" полной отмены черты оседлости. Но царь, а главное церковь, купечество и чиновничество внутренних областей России было не готово к столь радикальному повороту в еврейском вопросе. Страх перед возможной сильной конкуренцией со стороны евреев во всех областях деятельности пересилил разумные доводы довольно незначительной непредвзятой части здравомыслящей элиты русского общества.

Ответ комитета был следующим: ".. в то время как западноевропейские евреи по первому приглашению правительства стали посылать своих детей в общие школы и сами более или менее обратились к полезным занятием, русскому правительству приходиться бороться с предрассудками и с фанатизмом евреев", а поэтому "уравнение евреев в правах с коренными жителями не может иначе последовать, как постепенно, по мере распространения между ними истинного просвещения, изменения их внутренней жизни и обращения их деятельности на полезные занятия"

Эта знаковая цитата, приводится и еврейской энциклопедией, и Солженицыным, она показывает всю глубину пропасти между публичными заявлениями Власти и ее реальными делами. Кстати Солженицын своеобразно интерпретирует эту мысль. Но не будем вступать в дискуссию с автором "Двести лет вместе". А попробуем разобраться в этом принципиальном вопросе самостоятельно.

Начнем с еврейского движения просвещения, интеграции и даже ассимиляции получившего широкое распространение в западной Европе в XIX веке. Так вот оно начало распространяться не до, а именно после предоставления евреям полного гражданского равноправия, в результате победы Великой Французской революции, реформ Наполеона и Революции 1848г. По поводу второго тезиса комитета, состоящего в том, что "надо дождаться, когда евреи начнут заниматься полезным трудом" следует отметить, что к середине XIX века в России проживало более трех миллионов евреев и, по-видимому, никто из них не получал государственного пособия, такого явления просто не было. Несмотря на огромные семьи, евреи как-то существовали, бедно, очень бедно, но существовали, а значит, зарабатывали, т.е. занимались полезнымтрудом

И третье: при такой бедности и скученности мог ли молодой еврей надеяться получить платное гимназическое, а тем более, университетское образование? Конечно, нет. Вывод напрашивается сам собой: и бедность, и религиозный фанатизм, и самоизоляция - это следствия угнетения и существования евреев в пределах черты оседлости, и никак не могло служить основанием ее сохранения.

Именно в приведенной позиции правительства кроется причина того, что уничтожение черты оседлости и получение евреями полного равноправия произошло только через 60 лет в результате Февральской, так называемой, «буржуазной» революции 1917г.

Тем не менее, часть молодого поколения из зажиточных семей, следуя примеру, своих западных единоверцев, не замедлило воспользоваться открывающимися возможностями получения светского образования. В России появилась группа интеллектуалов-просветителей "Маскилим", цель которых была пропаганда идеи выхода из тисков исключительно талмудической науки. Члены группы считали, что общему просвещению не противоречит религиозному образованию. Процесс выхода на просторы европейской и русской культуры шел очень медленно с преодолением сильнейшего сопротивления со стороны раввинов и цадиков под влиянием, которых находилась основная масса евреев. В этой борьбе объединились даже старые враги: раввинизм и хасидизм.

В этот период - семидесятые годы - начал выходить журнал "Рассвет" на идиш и русском языках. Появились писатели, задавшиеся целью воссоздать иврит, а также литераторы, которые писали на русском. Критик С. Венгеров, публицист М. Кулишер, поэт Н. Минский.

В 70-е годы в среде культурной еврейской элиты началось сильное движение за овладение русским языком и русской культурой. Начиная с XX века, это движение превратилось в поток, оказавший значительное влияние на всю русскую культуру. Но эта очень интересная и большая тема, к сожалению, выходит за рамки нашего повествования.

В конце шестидесятых годов произошло событие, сильно отразившееся на русско-еврейских отношениях. Какой-то Брафман, крещеный еврей, украв в Минской синагоге архив, начал печатать выдержки из различных решений Минского кагала за XVIII и начало XIX века, направленные будто бы против правительства и христианства в целом. Эти выдержки, вырванные из общего исторического контекста, дают в целом превратную картину отношения евреев к власти. Хотя вполне допустимо, что при очередном притеснительном постановлении губернатора, сената или царя кагал реагировал соответствующем образом. Эти материалы были объединены им в книге "Кагал" с собственными убийственными комментариями автора.

Я намерено не привожу цитат из этого Брафмана, жалко времени, и бумаги, да и случай был вполне типичный. В средние века некий Донии, доминиканский монах из крещеных евреев, собрал материалы из Талмуда якобы доказывающие, что Талмуд собрание установлений, порочившее христианство. В результате по приказу Папы Римского все найденные экземпляры Талмуда в Арагоне были уничтожены. Можно привести еще множество аналогичных примеров. Так вот свой "труд" Брафман официально передал лично Александру II для принятия мер. Изданная в нужный момент и в нужном месте, книга сыграла зловещую роль в поднятии антисемитских настроений в российском обществе. В 1871г. в Одессе произошел первый еврейский погром. Цель была достигнута.

Дело в том, что в это же время в Европе начался подъем антисемитизма, связанный со значительными успехами евреев во всех областях общественной жизни (следствие приобретенного ими равноправия). Российские чиновники, славянофильская элита и националистическая пресса, боясь, что введенные царем послабления приведут в России к такому же результату, тоже открыла жесткую компанию по дискредитации еврейского населения страны

На этом фоне вторая половина царствования Александра II прошла под знаком некоторого отхода от либерального курса в решении еврейского вопроса.

1881г. Народовольцами убит самый либеральный во всей российской истории царь Александр II Освободитель. В результате его успешных реформ Россия сделала крутой поворот в сторону цивилизованного развития практически во всех областях общественной жизни и, если в еврейском вопросе не удалось преодолеть вековую предубежденность, то все равно значительные сдвиги произошли.

Однако, как это в России обычно случается, после "шага вперед, делается два шага назад". Воцарение Александра III знаменует собой наступление реакции, стремление к подавлению инакомыслия и, естественно, разгул антисемитизма, теперь уже исходящего не из отдельных реакционных кругов, а от государства, т.е. от царя, что придает движению совершенно иную окраску.

В мае 1882г. введены т.н. "Майские законы" в том числе: запрет винокурения. Эта мера разорила значительную часть еврейского населения уже в пятый раз в XIX веке. Мы помним исследование Каткова о том, что пьянство поразило внутренние губернии больше, чем западные, хотя евреев трактирщиков за чертой оседлости вообще не было. Вновь восстановлен запрет евреям селиться в сельской местности. Так же в третий или четвертый раз. В 1886г. было введено ограничение на право заниматься определенными профессиями. В 1891г. последовала высылка из Москвы 20 тысяч евреев-ремесленников, а 1993-95г.г. - массовая высылка евреев, безосновательно проживавших за пределами черты оседлости.

Вдумайтесь, пожалуйста, в существо дела. Сотня тысяч человек должны были бросить все свое имущество, собственное дело и ехать в перенаселенную черту оседлости на голод и нищету.

В это же время началась эра еврейских погромов по всей России. Здесь и печально знаменитый Кишиневский погром, 1903г., еще более разорительный и жестокий Одесский, 1904г. Всего же до 1906г 100 городов России было охвачено еврейскими погромами. А погром это смерть или полное разорение.

Естественно с 1881г. началась массовая эмиграция евреев из России. До 1913г. из страны выехало более 2 миллионов человек, в основном в Америку и Англию. Какая-то часть сионистско-настроенных энтузиастов в выехала Эрец-Исраэль.

Несмотря на протесты депутатов сионистских конгрессов, вождь Сионизма Теодор Герцель поехал в Россию с целью заручиться поддержкой России перед Турцией в вопросе эмиграции евреев в Палестину. (Палестина в то время входила в состав Атаманской империи). Он имел беседу с графом Витте либералом и министром. Известна запись этой беседы из дневника Герцеля. Витте рад бы был, вообще избавится от евреев, хотя и признал, что в тяжелейшем положении евреев во многом повинно правительство и добавил: "Евреи слишком угнетены. Я говорил покойному царю, Александру III: "Ваше Величество, если бы было возможно утопить шесть – семь миллионов евреев в Черном море, то я бы с готовностью поддержал. Но раз это невозможно, нужно дать им жить". Без комментариев.

Теперь становится понятным и стремление евреев выехать из страны и стремление более продвинутой части еврейского народа присоединиться к протестным организациям с целью изменения всей политической системы и создания свободного равноправного для всех граждан государства.

Действительно, начиная с восьмидесятых годов, евреи появились в партии кадетов и социал-демократов. Самое удивительное и необъяснимое состоит в том, что евреи появились и в партии народовольцев-террористов, т.е. известных антисемитов и организаторов погромов.

Кризисное, почти безнадежное положение евреев после введения "Майских законов", как в прочем, при любом кризисе заставляет людей и общество искать выход. В данном случае евреи стали более активно стремиться вырваться из черты оседлости. Использовались все возможности. Статистика показывает резкий рост учащихся в гимназиях и университетах: от 5,6% в 1870г. до 10% в 1887г. в университетах динамика была еще более значительной – евреи составили до 14,5% от числа студентов.

Резко возросло присутствие еврейского капитала в промышленности и банковском деле. Банкир Гинцбург основал в Петербурге свой банк, имевший 400 филиалов в провинции. Товарищество "Братья Поляковы" развернуло активную деятельность в транспортной сфере. Например, построило в рекордно короткий срок за 22 месяца железную дорогу Москва – Ростов – Таганрог. Братья основали Днепровскую пароходную компанию, построили несколько шахт в Донбассе, владели несколькими нефтяными скважинами в Баку. Бродский, по существу, создал российскую сахарную промышленность. В конце XIX века еврейские предприниматели владели 80% всей хлебной торговли России. В результате конкуренции с другими купцами, в основном с греками, они подняли закупочные цены на хлеб, чем способствовали развитию сельского хозяйства. Лесоразработки, сплав леса, лесопиление и продажа его на внешнем рынке, так же в большей части принадлежали еврейским предпринимателям.

Еще одним существенным видом промысла, вызванным развитием железных дорог, стало на Украине производство технических масел из подсолнечника или каких либо других продуктов с/х-ва.

Развитее еврейского бизнеса прямым образом отразилось на жизни еврейского местечка. Появилось много новых рабочих мест на новых производствах. Стал создаваться еврейский рабочий класс.

Таким образом, почти одновременно в России появилась новая еврейская интеллигенция и новый пролетариат. Создана была, так сказать, инфраструктура для того, что бы расшевелить еврейскую глубинку, заставить ее оглянуться, переосмыслить ценности и пытаться самостоятельно выбраться из нищеты.

На этой основе стала активно развиваться идея создания собственного национального очага в Палестине, названая позже сионизмом, а также широкое участие, как было сказано, в общественной жизни страны. Наряду с вступлением в существующие политические партии, евреи создавали собственные партии, в основном, левого толка. Наиболее массовой из них стал Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) - социал-демократическая марксистская партия, но с требованием своей автономии как внутри РСДРП, так и внутри страны после революции. Левая сионистская партия Паолей-Цион в десятых годах XX - века самая популярная партия среди еврейского населения.

Но выход евреев из замкнутости, о чем мечтали, во всяком случае, на словах, все цари России от Екатерины до Александра III, сильно напугал все слои населения страны. Одних - из-за экономической конкуренции, других - из-за политической активности, третьих - из-за вторжения в ранее заповедную научно–культурологическую среду, а всех вместе по врожденной нетерпимости. Началась полоса массовых погромов и наветов.

Нет смысла подробно останавливаться на этой теме ее хватит еще на три лекции, тем более, что о размахе погромов мы уже упомянули выше. Но высшей точкой всех компаний ненависти, выселений, вынужденных эмиграций, было «дело Бейлиса», 1913г. Дело по обвинению иудеев в ритуальных убийствах с целью добычи христианской крови для приготовления мацы. Парадокс состоит в том, что одним из основных законов Торы и законов кашрута (еврейской диеты), в отличии от христианской, были и есть запрет на употребление в пищу крови. Организаторы этого постыдного дела, а среди них были и иерархи церкви, не могли не знать этих законов.

Процесс Бейлиса всколыхнул все российское общество, и показал всему миру, кто есть кто. Но к чести тогдашней русской юстиции, созданной реформами Александра II, несмотря на сильнейшее внешнее давление на присяжных, несмотря на то, что среди присяжных не было ни одного еврея, несмотря на буквально истерический крик всей правой прессы, суд присяжных единодушно признал Бейлиса невиновным. Да, это был не «басманный» суд.

В заключение беседы скажу о том, что в результате Февральской революции 1917г. евреи России, как и все другие национальные меньшинства, получили все гражданские права, была ликвидирована черта оседлости и сняты все ограничения на профессии, которые, кстати сказать, через 30 лет в СССР были восстановлены, как и многое другое. Например, крепостное право было восстановлено уже через 10 лет, а независимые суды уничтожены тотчас же по приходе большевиком к власти.

 

 

Использованная литература:

Краткая еврейская энциклопедия К.Е.Э. Иерусалим, 2001г.

А. И. Солженицын, Двести лет вместе. Москва Изд-во "Русский путь" 2001г

С. М. Дубнов, Краткая история евреев. Рстов-на-Дону изд-во "Феникс". 1997г

Пол Джонсон, Популярная история евреев. Москва, Изд-во "Вече", 2001г.

Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории. Изд-во "Библиотека – Алия"

 

А. Тиктинер
14.11.2005 г.